Патриотическое воспитание: гражданином быть обязан

Патриотическое воспитание: гражданином быть обязан

— А ты любишь свою Родину? — вопрос, будто гром среди ясного неба. Молчание. Выражение лица такое, как если у мужа после 50 лет совместной жизни жена вдруг спросит: «Ты меня любишь?».

.

Часто мы не задумываемся над тем, какие чувства испытываем к стране, в которой живём. Говорят, там что-то в новостях о важности воспитания патриотизма у детей, о том, что приняли на федеральном уровне программы патриотического воспитания молодого поколения. Говорят да говорят, «а Васька слушает да ест».

Иногда, правда, чувствуешь себя патриотом, когда болеешь за российскую спортивную команду, поёшь гимн. Георгиевскую ленточку на машину в честь 9 мая повесишь. Вспомнишь, вздохнёшь: «Вот, дескать, раньше патриоты были, жизнь свою за Родину отдавали, а теперь… не тот народ пошёл, выродились патриоты».

Зачастую постоишь в Сбербанке в огромной очереди, попадёшь в открытый люк на дороге, упадёт на голову сосулька с крыши и вместо слов любви к своей родине совсем другое говорим. Ругаем Россию-матушку. Что это тоже форма патриотизма?

Можно ли в одних ситуациях быть патриотом, а в других нет?  

Как видим, с проявлением патриотизма у взрослых россиян сегодня сложилась неоднозначная ситуация.  Большинство взрослых не понимают сути патриотизма, что уж говорить о детях, какое воспитание патриотизма в этих условиях происходит у них.

Они вторят, по большому счёту, своим родителям, педагогам. Когда надо, патриоты: сказали  ветеранам  цветы подарить — подарили, на парад сходить — сходили, а вот что внутри у детей творится, мало кто интересуется. Важна красивая картинка.

Может ли идти речь о патриотическом воспитании, если в семейных разговорах, в обычной жизни дети то и дело сталкиваются с разговорами взрослых, осуждающих сегодняшнюю Россию, с её коррупционной властью, сырьевой экономикой, бездуховным обществом?

При помощи системно-векторной психологии Юрия Бурлана попытаемся разобраться в  сущности патриотизма и патриотического воспитания.

Что такое патриотизм

Для понимания явления первый шаг — это анализ его понятия. В Википедии находим определение: «Патриоти́зм (от греч. соотечественник, отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы».

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана в основе отеческих чувств, принципов, теплого отношения к родине является любовь. 

Патриотическое воспитание: гражданином быть обязан

 

С чего начинается патриотизм?

Любовь к Отечеству, к месту, где ты родился и вырос, воспитание патриотизма начинается с детства. Ребёнок приходит в этот мир с заданными ему от природы свойствами — векторами, которые изначально находятся на базовом уровне развития своих свойств. Такой маленький зверёныш с архетипичным поведением. На животном уровне патриотизм — это охрана и защита своей территории, обеспечивающей твоё выживание.

Дальше в процессе становления человека человеком в полном смысле этого слова, с помощью приобщения к культуре, развития социальных навыков, чувств понятие патриотизма наполняется новым содержанием.

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»

А. С.  Пушкин

Или не наполняется.

 

Классика патриотического воспитания

Традиционно считается, что патриотическое воспитание — это составная часть школьного и семейного воспитания. Кроме того, патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста занимаются в детском саду. В школьном возрасте воспитывать патриотизм призваны исторические общественные дисциплины, воспитательная система школы с помощью дополнительного образования, различных внеклассных мероприятий.

Так, приглашают ветеранов. Вспоминают о знаменательных исторических датах. Проводят концерты, выставки, экскурсии по местам боевой славы. Растят патриотов.

Считается, что большую роль в патриотическом воспитании нового поколения играют детские общественные объединения, патриотические клубы.

Патриотическое воспитание: гражданином быть обязан

Результаты опроса

Молодёжь оправдывает свои антипатриотические настроения тем, что слова взрослых сильно резонируют с их делами (много ли детей чиновников служит в нашей армии?). Важнейшие проблемы в нашем обществе вместо решения либо замалчиваются, либо зашлифовываются, либо высмеиваются, но не решаются, поэтому воспитание патриотизма не может возыметь должного действия:

-  поэтому какой смысл жить в России? («золотая молодёжь» голосует ногами);

а что Родина мне дала? (за то, что я россиянин, банковский счёт не пополнился, как, скажем, в Арабских эмиратах);

понаехали тут… Гнать всех поганой метлой из России. Жить мне хорошо мешают.

Новые законы, программы по патриотическому воспитанию — хорошие, грамотные, но, увы, не работают. Неприязнь, ненависть в обществе только увеличивается, как снежный ком.

Причины такого плачевного состояния в нашей стране патриотического воспитания раскрывает системно-векторная психология Юрия Бурлана.

 

Родись и стань патриотом

Патриотизм — это любовь к Отечеству, к своему народу, к своей истории и культуре. С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, патриотами не рождаются, а становятся, т. е. все люди изначально рождаются с врождёнными свойствами, которые человеку предстоит развивать до пубертата включительно и реализовывать в течение жизни. Вместе с правильным развитием происходит воспитание патриотизма. При этом существенное значение для наполнения природных желаний имеют условия воспитания, окружающая среда.

Человек становится человеком только в обществе, самое большое удовольствие, как, впрочем, и огорчение, приносит общение человека с другим человеком. Соответственно, уровень развития общества, коллектива, в который попадает ребёнок, весьма важен для его личностного развития, ощущение им полноты жизни, так как там создаются (или не создаются) условия для раскрытия его потенциала.

Патриотическое воспитание: гражданином быть обязан

Таким образом, патриотическое воспитание детей не может существовать отдельно от уровня развития самого общества, оно не может в одночасье заработать с помощью новых законов. После распада СССР долгое время накапливались личные и коллективные нехватки людей, истинных патриотов страны, которые были её мощным тылом, обеспечивали объединение всего общества на здоровом патриотизме — любви к Отечеству.

Только при создании комфортных условий для развития и реализации в обществе каждого человека  можно избавиться от якоря коллективных обид, не позволяющих нам воспитывать патриотов (и быть ими самим), а также  уверенно смотреть в будущее.

Эксперт: Ольга КНЯЗЕВА, педагог-психолог

00024.03.2016, 556 просмотров.

Добавить комментарий

Имя
E-mail
Телефон
Тема
Комментарий
Оценка
Показать другое число
Контрольное число*

Ты герой?